Хочется сделать небольшое, но, мне кажется, важное наблюдение относительно нового российского министра обороны. Почти все уважаемые мной авторы, разбирающиеся в хитросплетениях российской политики, обращают внимание на то, что Белоусов человек про «госплан», про подъем ВПК, и так далее. И это, вероятно, важно. Но есть один нюанс - о нем третий год пишут и пишут z-каналы. 

Одна из очень серьезных проблем российской армии (если специально сильно упрощать) звучит следующим образом: большой и неповоротливый ВПК зачастую выпускает и поставляет на фронт технику, которая нужна была для войн прошлого века. Не для той войны, которую ведет сейчас российская армия.

Вот вам несколько примеров. 

Самый наглядный - на видео. Это так называемый «царь-мангал», такие самоделки z-авторы называют самыми эффективными российскими танками на фронте на сегодняшний день. Все кустарные. Дополнительная защита - единственная по сути возможность надежно защитить танк от FPV-дронов — главного и самого страшного оружия на фронте. На одном из фото сравнение: «Армата» - гордость российского Минобороны, танк, который на фронте не видел никто и который, по словам Чемезова, для фронта «слишком дорогой» и рядом бронированный сарай, который своими силами скрутили танкисты, которым хочется жить, а не гореть с танком.

Это первый пример. Пример второй. 

Вот громкая новость российских официальных СМИ: «Курганмашзавод» отправил в войска партии новых БМП-3 и БМД-4М». Радость, аплодисменты, госплан. А вот комментарий околовоенного автора: 

«Смотрим внимательно на машины и видим:

- дополнительного бронирования как не было, так и нет (говорят, что решетки все же есть, но они идут отдельно);
- заводских сеток или глушилок от дронов как не было, так и нет.

Срок жизни новой машины на ЛБС будет предсказуемо коротким».

Ну и третий пример. Самый, мне кажется, показательный. История с теми самыми FPV-дронами: 
с первых месяцев войны российские военные настойчиво просили наладить поставку таких дронов на фронт. И вот появился проект «Судоплатов», который в индустриальных масштабах (привет, госплан!) начал поставлять FPV-дроны в войска. Тысячи, если не десятки тысяч единиц. Решило ли это проблему? Нет. Необходимо насыщения дронами на фронте как не было, так и нет. Почему? 

Ответ интересный: из-за масштаба затеи. На фронте идет бесконечная борьба «дроны против РЭБ». Совсем просто говоря, что сбить вражеский дрон надо знать частоту, на которой он работает. Знаешь частоту - собьешь почти наверняка. Так вот дроны «Судоплатова», которые заводским методом производили в бесконечных количествах, все работали на одной частоте. И их либо сразу сбивали, либо они вообще не взлетали. Это я сейчас очень сжато пересказал мыльную оперу в десяти актах, которая длилась больше года и кажется вот только закончилась. 

Как это устроено с другой стороны? С другой стороны сотни маленьких производителей, которые работают в плотной связке с фронтом и все время свои дроны модифицируют. И получается с одной стороны никакой централизации и никаких забитых дронами складов Минобороны, а с другой - всё летает и работает. 

Я это всё к чему. 

Недостаточно просто поставить рулить министерством человека, который умеет в гигантский военный заказ или в госплан или еще что-то, он еще должен услышать потребности воюющих и научить огромную систему на них гибко реагировать. Это, мне кажется, очень важный нюанс, который нужно в прогнозах и оценках все-таки учитывать.