Посмотрел третьи дебаты кандидатов в президенты в Иране. Ощущения своеобразные

▪️Из шести кандидатов пять (все кроме Джалили) критиковали как политику государства в отношении хиджаба, так и блокировки и ограничения в интернете

▪️При этом никто из них не дал никаких обещаний по этим вопросам в стиле “если я стану президентом, то полиция нравов с улиц пропадет”. То есть по другим вопросам подобные обещания звучали, так Пезешкиян пообещал, что Иран при нем подпишет конвенцию об авторском праве, но по блокировкам или хиджабу - никаких обещаний
 
▪️Критиковали тоже своеобразно, из разряда “полиция нравов - это ту мач, надо вместо этого девушек правильно воспитывать в школах”. Или, “блокировки в интернете - это плохо, лучше блокировать все подряд, когда опасность (считай, протесты), а в остальное время блокировки не использовать”
 
▪️Иными словами, системные политики в Иране хорошо понимают, что населения крайне недовольно ограничениями в интернете и полицейскими, которые хватают женщин на улице за непокрытые волосы. Пытаются заигрывать с электоратом по этим вопросам, но без лишних обязательств и ни в коем случае не ставя под сомнение сами правила - критикуют скорее реализацию, типа “лучше женщин все-таки не бить при задержании”
 
▪️Ну и общее и очевидное из этого: никто из кандидатов ничего принципиально менять по этим вопросам не собирается, тут решения обусловлены позицией духовного лидера, да и сами консерваторы пока еще боятся уходить от обязательного исламского дресс-кода и интернет-ограничений. Но сам факт того, что “все всё понимают” примечателен - вся элита знает, что Ирану нужны фундаментальные перемены. До смерти Хаменеи они почти невозможны, но ведь в недалекой перспективе настанет момент, когда он уйдет, и что тогда?

@irandezhurniy