fe.settings:getUserBoardSettings - non array given[polru] - Endchan Magrathea
«Стартую в сторону Нидерландов или любой другой страны, которая меня примет в течение недели. На чудо от шведского мира уже не надеюсь», — Швеция отказала рабсийскому политэмигранту в убежище. Сейчас он на лодке плывет в Ирландию, из документов у него — только диплом вуза

Станислав Брысин уехал в Швецию еще 5 лет назад, в июне 2019 года, и запросил политическое убежище. В 2021 году он получил отказ и требование покинуть страну. 

В рабсии Станислав был координатором протестных акций в 2011-2013 годах, наблюдателем на выборах, спикером на протестных мероприятиях, а с началом рабсийского вторжения организовывал первые антивоенные митинги в Стокгольме и помогал украинским беженцам. В 2023 году после всех апелляций и отказов в получении убежища Станислав купил парусную яхту, — поскольку самолет ему недоступен, — и планировал отправиться в США. За три дня до старта путешествия мужчина попал под проверку документов береговой охраны и был отправлен в депортационный центр. 

В тюрьме для нелегальных мигрантов Брысин провел 7 месяцев. «Освободили в конце января 2024, - просто выгнали на улицу, обязав отмечаться в полиции раз в неделю и решать свои проблемы самостоятельно», — рассказал он ASTRA. 

Спустя три дня после освобождения Станислава из тюрьмы стало известно, что в рабсии на него завели уголовное дело о «призывах к терроризму» из-за антивоенных видео во «ВКонтакте». Мужчина отправил подтверждающие это документы в миграционный центр с просьбой отменить депортацию, но все равно получил отказ. 

«Основания для отказа: даже если на вас заведено уголовное дело в рабсии, это не значит, что вас там осудили, то есть вы не нуждаетесь в защите. Что полностью противоречит международному и шведскому законодательству», — говорит он. 

«Сегодня я спускаю лодку на воду и готовлюсь к попытке номер 2. Идти планирую в Ирландию. Не знаю, дойду или нет, потому что из документов у меня только усы, лапы и хвост», — сказал он в видео на своем YouTube-канале. 

В аналогичной ситуации находится и рабсиянка Ольга Рогачевских, которая тоже уехала из рабсии по политическим мотивам после начала вторжения в Украину и оказалась в депортационной тюрьме. У Ольги и ее мужа (на фото) — пятеро детей. 

По ее словам, сотрудники миграционного агентства рассматривали ее кейс, используя устаревшие документы. А после того, как она решила подать на них в суд, «ей решили отомстить». «1 августа меня арестовали, забрали детей и сказали, что я пытаюсь скрыться. Хотя я находилась ровно в том адресе, где я должна была находиться. При этом решение о депортации остановлено. У меня была шведская шенгенская виза, я до сих пор проситель убежища, у меня есть легальный статус. Я нахожусь в замороженной депортации. Когда у тебя забирают детей, крайне редко люди обладают запасом энергии, чтобы выдержать это. Не спят, не едят, просто плачут - и в итоге соглашаются покинуть страну. Понятий «пытки» в шведском законодательстве нет, а пытки есть», — рассказала она ASTRA. 

Ранее Швеция депортировала женщину и ее сына из Беларуси, на которых на родине было открыто уголовное дело. Отец семейства год назад погиб в белорусской тюрьме. Сына в итоге задержали при пересечении границы, с матерью связи нет.