Flat war или «плоская война» - знакомим с выводами журналиста Кристиана Керила, считающего, что украинцы изобрели новый способ ведения военных действий
На страницах Foreign Policy Кристиан Керил отмечает, что, воюя против превосходящего по численности и ресурсам противника, украинцы сделали ставку на креативность, скорость и технологическую гибкость.
Эта новая концепция получила неофициальное название — «плоская война» (flat war).
Яркий пример — система Sky Fortress для отслеживания дронов Shahed, летающих на малых высотах и незаметных на традиционных радарах.
Это сеть акустического обнаружения, состоящая из 9 500 микрофонов, установленных на столбах и соединенных с обычными смартфонами. Она отслеживает шум двигателей БПЛА и передает координаты мобильным группам ПВО. Стоимость одной точки — менее $500, что сделало систему гораздо дешевле пары ракет Patriot.
Операция «Паутина» только подтвердила репутацию украинских креативных разработок.
Основные характеристики «плоской войны»:
🔹 децентрализация
В начале полномасштабного вторжения в украинских оборонных структурах все еще доминировали советские модели с четкой иерархией и большим числом руководителей.
Сегодня многие важнейшие военные решения принимаются непосредственно на уровне бригад. Они сами набирают солдат, напрямую связываются с компаниями по поводу необходимого оружия и даже производят беспилотники на собственных 3D-принтерах.
Это контрастирует с традиционной, централизованной моделью ведения войны, которую избрала рабсия.
🔹 адаптивность
Скорость стала оружием. Украинцы не только разрабатывают новые умные гаджеты, но и комбинируют уже имеющиеся решения инновационными способами. Это помогает быстро приспосабливаться к стремительно меняющейся ситуации на поле боя.
«Преимущество Украины заключалось не в отдельных технологиях, которые она внедрила, а в ее способности регулярно опережать рабсию в инновационном цикле», - утверждает одна из руководителей британского аналитического центра Chatham House Джойс Хакме.
🔹 креативность и технологическая гибкость
Военное и политическое руководство Украины напрямую вовлекает частные компании в процесс разработки оружия и предоставляет передовым подразделениям большую свободу действий.
Сокращение дистанции способствует быстрым инновациям и нестандартным решениям.
Среди них морские беспилотники, сбивающие рабсийские истребители над Черным морем, новые приложения для корректировки и координации атак, адаптация систем искусственного интеллекта к полю боя.
🔹 акцент на экономической эффективности
Во время операции «Паутина» 117 дронов стоимостью около $1000 каждый нанесли удар по стратегическим объектам в глубине рабсии, уничтожив десятки бомбардировщиков.
Ущерб оценивается в миллиарды долларов.
Более широкие последствия для рабсийской экономики, которая уже сейчас ввергается в хаос, еще предстоит увидеть.
«США могли бы многому научиться из украинской войны на плоской основе, и многие люди в армии США знают об этом», - отмечает Кристиан Керил.