В рабсии стали чаще признавать сделки ничтожными из-за их безнравственности
В последнее время переживает возрождение практика признания сделок недействительными в соответствии со статьей 169 Гражданского кодекса. Она устанавливает, что сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, является ничтожной. Изначально применение статьи было связано с появлением контрсанкционных мер, но сейчас рассматриваемые в налоговых делах сделки все чаще признаются не просто фиктивными, но и безнравственными, а все средства по ним конфискуются в счет государства. 
В основном речь о сделках, совершенных с налоговыми нарушениями, средства по которым конфискуют в счет государства.

«Сложилась негласная иерархия: Генпрокуратура требует изъятия активов на сотни миллиардов рублей, региональные прокуратуры — на десятки миллиардов, местные — на миллиарды», — отметил Хаминский.
Однако подобная практика вызывает серьезные опасения у юридического и делового сообщества сразу по нескольким причинам. В первоначальной редакции статья 169 Гражданского кодекса действительно предполагала конфискацию средств в пользу государства по сделкам, признанным недействительными. Однако в 2013 году была проведена реформа гражданского законодательства. Одна из поправок в ГК касалась непосредственно статьи о безнравственных сделках. В частности, теперь изъятие средств по признанным недействительными сделкам в доход государства возможно только в случаях, специально предусмотренных законом, говорит партнер Kept Галина Акчурина. Но пока ни закона, ни указа президента, предусматривающего конфискацию в качестве последствия такого нарушения, нет, говорит эксперт. 

Суды в своих решениях о взыскании, в том числе и в деле компании «Трио плюс», не указывают, какой именно закон его предусматривает, сказал партнер «Пепеляев групп» Леонид Кравчинский.



https://www.forbes.sru/finansy/545591-v-rossii-stali-case-priznavat-sdelki-nictoznymi-iz-za-ih-beznravstvennosti